Цитата(Animus Ater @ 23.03.2010 - 06:58)
Суть правильного образа мысли, на мой взгляд, не в том, чтобы стремиться к заранее ожидаемому результату, даже если он окажется неверен, но в возможности в любой момент отказаться от коренных детерминистских предубеждений.
Можно быть готовым отказаться, но всё равно в каждый момент времени хоть какие-то цели имеются. Даже жить, как живётся, и стремиться к правильному образу мыслей, пока что-нибудь не прояснится - тоже своего рода цель. Чтобы действовать совсем без ориентиров, надо отключить сознание
Цитата(Animus Ater @ 23.03.2010 - 06:58)
Да, но негативное представление тоже является представлением.
Это представление другого порядка. Оно, возможно, ценно само по себе, но никак не помогает ориентироваться в мире - принимать решения, отличать добро от зла, оценивать явления и т.п.. Наоборот, если всё время задумываться об этом, сильно мешает)
Я, кстати, думаю, что человек свободной волей обладает (и хотя инстинкты никуда не деваются, в отдельных случаях может им противостоять). Но даже если предположить, что это не так, есть как минимум иллюзия этой свободной воли, ведь на бытовом уровне мы постоянно делаем выбор, совершаем поступки и проч. - соответственно, нужна и какая-то мотивация, некий набор аксиом, на который можно опираться (даже если на самом деле нам только кажется, что мы на что-то опираемся).
По поводу особенностей языка и того, что всё лишь вероятно - я и не спорю с этим. Только пытаюсь донести, что есть две разные вещи: знания и убеждения. Чем опять начинать теоретизировать, я лучше приведу в меру глупый пример...
Допустим, я собралась завтра встречать рассвет и сообщаю об этом какому-нибудь знакомому. Есть ли у меня гарантия, что Солнце вообще завтра взойдёт? Нету. Есть только вероятность. Теоретически, я допускаю, что оно может не взойти, однако я не делаю ничего,
исходя из этой возможности. Более того, достоверно не известно, что есть вообще какое-то Солнце, есть время, есть этот знакомый... а если и есть, то наверняка он несколько по-другому понимает слова "встречать рассвет", "Солнце" и др.. Можно было бы залезть в дебри, начав обсуждать, какое слово что значит, рассматривать все возможности и т.д. - но зачем? Я уверена, что Солнце есть и завтра взойдёт, и что знакомый, несмотря на все нюансы восприятия, верно поймёт основную мысль моего сообщения.
По сути, мы не располагаем никакими абсолютно точными знаниями и однозначными понятиями, и нет надежды их получить - поэтому остаётся только смириться с этим и исходить из того, что есть: своих убеждений и представлений, в том числе представлений о представлениях других людей. С одной стороны, я знаю, что, теоретически, мои убеждения могут быть ошибочны и со временем меняться, но с другой, на то они и убеждения, что в данный момент я уверена: всё обстоит так и никак иначе. Такой вот парадокс =)
А вдаваться в пояснение вспомогательных терминов можно до бесконечности: пояснить термины, потом другие термины, к которым пришлось прибегнуть для объяснения, и так далее... Стоит это делать, только если возникает явное непонимание, о чём речь. Ну, а без неявного непонимания и правда разговор теряет смысл: если бы все думали одинаково, можно было бы с тем же успехом побеседовать с самим собой)
Цитата(Animus Ater @ 23.03.2010 - 06:58)
Точно так же программы компьютерные.
Интересно... Значит, если будет изобретён компьютер, который будет достаточно высокоорганизован (а к тому всё и идёт), он будет по сути тем же, что и живое существо?
Я придерживаюсь мнения, что во всех творениях природы есть душа (и здесь имеет место тот самый градиент), а в творениях человека - лишь постольку, поскольку он её вложил
Цитата(Animus Ater @ 24.03.2010 - 04:42)
сознание есть неизбежный результат усложнения - но результат этот скорее всего обусловлен как раз-таки возникновением внутренней ошибки, именно из-за большой запутанности системы
Это мы можем запутаться в чём-то слишком сложном, что-либо не учесть и ошибиться. Если же речь о стройной системе, механизме, ошибок быть не может, независимо от уровня сложности.
Цитата(Animus Ater @ 23.03.2010 - 06:58)
Если положительных ответов будет 100%, то мы вправе сказать, что это музыка, и она объективно существует.
Ну нет, при таком подходе мы никогда не сможем сказать, что она объективно существует)) Т.к. надо учесть также мнения всех вообще существ и предметов (они же тоже обладают сознанием), в т.ч. на других планетах, в т.ч. тех, кто мог бы существовать гипотетически. Да и то, сумма субъективного не есть объективное.
Собственно, спросив про музыку, я хотела поговорить немного о другом.
Прозвучала мысль, что если Бог нематериален, то его просто нет. Тогда, по той же логике, нет никакой нематериальной музыки. А что же тогда есть? Есть некий кусок деревяшки, металла и ещё чего-нибудь (музыкальный инструмент), есть бумага с набором значков, есть вибрации воздуха и
прочая ерунда так далее. С материальной точки зрения всё так, но любые научные объяснения не помогут понять, что такое по сути, скажем, "Лунная соната" Бетховена, зачем набору вибраций какое-то название, что люди в ней находят, и какие чувства испытывают, и при чём здесь луна... Более того, даже когда инструмент сломался, ноты потерялись и вибраций не происходит, люди не начинают говорить о произведении, как о чём-то несуществующем. За набором научных фактов стоит явление другого уровня. (А проблема, что не все понимают под музыкой одно и то же, решается очень просто: не всё одинаково хорошо умеют её чувствовать
)
*вылезая из оффтопа)* Аналогичную связь я вижу, например, между телом и душой, законами природы и Богом. Формально есть только первое, но это лишь, грубо говоря, инструмент для реализации второго.
Цитата(Ergil @ 23.03.2010 - 23:38)
весьма вероятно что бога нет, с большой вероятностью его нет
Точно так же, есть люди, которые говорят: весьма вероятно, что Бог есть. И воинствующие атеисты тоже бывают. В плане точек зрения ситуация абсолютно симметрична, даже если этих точек зрения придерживается не равное число людей.
Если уж говорить о скептическом подходе, есть две вероятные и равно не доказанные возможности: Бог есть и Бога нет. Из них атеисты выбирают вторую. Возникает вопрос: почему? Неужели только из чувства противодействия верующим, которых большинство?
Цитата(Ergil @ 23.03.2010 - 23:38)
Вот мы и видим типично идеалистический подход. Ученый бы делал совершенно наоборот - сперва изучал общую картину и уже по ней смотрел бы какая теория лучше её описывает.
Результаты изучения общей картины тоже влияют на внутренние ощущения, так что одно другому не мешает. Впрочем, не отрицаю, что у меня идеалистические взгляды =)