QUOTE (Ergil @ 21.03.2010 - 15:49)
Высказывание же "Я не верю в бога" гораздо более обтекаемое и оставляет больше простора для маневра. По сути это не увтерждение а ответ на утверждение теиста. Теист скажет "бог есть". Он то как раз в этом убежден абсолютно. И атеист ему ответит "Я не верю в бога." При таком раскладе у теиста нет шансов, потому что и доказать что бог точно есть невозможно.
Таким образом, это утверждение имеет значение только в рамках спора и позитивной ценности не имеет Атеист, говорящий "Я не верю" выражает, по сути, позицию скептика, и тем самым оставляет возможность для признания существования бога, если вдруг так случится, что оппонент ему приведёт доказательства, которым он поверит.
Различие между теистом и атеистом, следовательно, можно выразить тем, что последний ничего не принимает на веру - и его мнение насчёт реальности целиком зависит от степени его внушаемости, а также от степени его доверия собственному опыту, который, мы знаем, можно обмануть. И учёные обманываются таким образом, принимая логически и экспериментально подтверждаемую теорию, например, теорию теплорода. Это верно. Однако, отказываются от неё при расширении сферы экспериментирования/точности измерения и пр.
Получается, мировоззрение религиозного человека устойчиво (угу, из-за упрямости), а атеиста - в большой мере нет.
К религии прибегают, можно сказать, для восстановления психологической удовлетворённости в том случае, когда исчерпаны возможности рационального познания - и начинает казаться, что сей рациональный путь привёл в тупик и потому ошибочен.
Иногда в течение жизни человек колеблется из одной крайности в другую, смотря в какой из них он на определённый период жизни находит наибольшее успокоение? И это-то стремление к стабильности убеждений обусловлено инстинктивным волением жизни.
Общечеловеческих моральных ценностей не существует, с этим я согласен, однако нечто всеобщее всё же существует - данный инстинкт жизни, который, распространяясь на разум, включил в себя также стремление к ясности сознания. Потому как сознание явилось чем-то вроде посредника между инстинктом (целью) и способом поведения, который бы привёл этот инстинкт к осуществлению (у животных же инстинкт руководит поведением напрямую). Происхождение данной всеобщности всего живого логически мне неясно, как и причины возникновения разума - т. е. имеется нечто априори данное как неясная осмысленность существования жизни вообще.
Поэтому я считаю, что людям свойственно создание религиозных верований, хотя и не в большей степени, чем научных картин мира (обращаю внимание: картин, ибо их возможно много - по теории смены парадигм). Религия, как и мифология (что одно и тоже, впрочем) является одной из ранних картин мира, это так. И - подобно научной - она может изменяться, ведь ни одна из религий, мы говорим, не могла возникнуть мгновенно, но явилась итоговым продуктом опыта многих поколений. Религиозный миф есть теория, с помощью которой люди описывали наблюдаемые явления, и теория эта также действовала на практике - и нынешние верующие также её придерживаются потому, что она не вступает в противоречие с их узким опытом. Естественно, что имеются некоторые общеэтические принципы, подтверждающиеся на чисто житейской практике в любой культуре: как то грех кражи, агрессивного поведения по отношению к сородичам, уныния - все нежелательные побочные эффекты обусловлены физиологически. Каждое животное будет защищаться, бороться за имущество (изначально пища/потомство/сексуальные партнёры). Данные знания религия, конечно, сразу включила в себя.
QUOTE (Ergil @ 21.03.2010 - 15:49)
Какова была нравственность тех людей, которые в XVII—XVIII веках превратили Африку, по выражению Маркса, в заповедное поле для охоты на чернокожих, чтобы вывозить их, как скот, для продажи? Невозможно найти человеческие моральные принципы у фашистов, повергших человечество в огонь второй мировой войны, как нет их и у тех, кто занимается разжиганием третьей мировой войны.
С этими словами я не могу быть согласен, ибо и у тех, и других, и третьих определённая своя нравственность таки была (есть), хотя она происходила не напрямую из опыта, а из предварительных умствований. Считать негров/евреев полноценными людьми или не считать, и каких из людей считать средством, каких - целью для совокупного процветания человечества - это не суть важно, идея всегда остаётся прежней - идея всеобщего блага и справедливости. Эта идея проявляется в разных формах, но основа её - животная воля к процветанию своего рода. Разнятся границы определения "свои" - "чужие". Можно ведь и животных ставить наравне с людьми. В некоторых ортодоксальных буддийских общинах такое практикуется.
Касательно более абстрактных или онтологических понятий - то, что относилось к обжествлению светил и явлений природы в древности, то интересно, что христианство от них постепенно всё более отказывалось сравнительно с мифологией египетской или греческой. Я это связываю с ростом научного знания в средиземноморской культуре, когда количество образованных людей перешло некую критическую отметку, когда старая религия удовлетворять перестала. Так светила перестали почитаться за богов, но полностью отказаться от идеи богов было нельзя, т. к. оно включало в себя и этическое начало (упомянутый опыт взаимоотношений). Поэтому показалось логичным оставить одного главного абстрактного бога, а для возможности донесения идеи до черни придумали образ мужика с бородой - дескать, не важно, во что человеку верить, главное, какие нравственные идеи осуществлять. Может быть, кто-то из основателей религии таки это понимал, но впоследствии, как обычно бывает, благородную идею опошлили неотёсанные патриархи, которые сами стали воспринимать написанное буквально, на том уровне, который первоначально предназначался для необразованных масс. Потом цивилизация погрузилась в тёмные века, когда примитивный взгляд на религию распространился настолько, что впоследствии даже просвещённые церковные авторитеты не сочли целесообразным и возможным что либо менять - и пошли на поводу у масс, и для поддержания авторитета церкви в народе официально признавали каждое иное осмысление ересью.
Да, пусть не все из этических принципов общи для всех культур, но, тем не менее, многие идеи повторяются повсеместно. Те же, что разнятся (в основном эсхатологические), по-моему, в большой мере непостоянны на временной шкале. Например, в раннем христианстве до 5 в. н. э. верили в переселение душ.
Но процесс этот всё же долгий, много дольше, чем процесс смены научных парадигм - только потому, что первоначальная вера имеет более древние корни, чем научное знание и во многом на практике людям более полезна, уж особенно в доиндустриальный период, который не так уж давно был. Крестьянину (да и, чёрт возьми, рядовому офисному работнику) не важно, как там на самом деле движутся планеты и происходят химические процессы. Поэтому он вполне может верить в какую угодно мифологическую чушь, которую ему всё равно самому никогда не проверить. Для изменения религиозной парадигмы, по-моему, нужна масштабная реорганизация сознания масс, когда высшее образовние (качественное и осознанное) стало бы всеобщим. Тогда понятие бога для соответствия мнению народных масс должно будет переосмыслено также представителями официальной церкви. Богу в описании природы и социологических явлений отведётся ещё меньшая роль и в конце концов произойдёт безболезненное сращивание с общепринятым научным знанием.
QUOTE (Ergil @ 21.03.2010 - 15:49)
Если вы откажетесь от объективной реальности это сделает философски бессмысленным любое познание. Вся гносеология полетит к чертям потому, что просто нечего будет познавать. Без объективизма вы скатитесь в голый солипсизм, или того хуже- фидеизм.
Я соглашусь с той лишь оговоркой на непостоянство парадигм. На подлинный объективизм при осмыслении природы полагаться невозможно. Всегда есть возможность довести очередную теоию до абсурда. Кстати, насчёт солипсизма - не так важно, представляет ли мир собой иллюзию или нет, и какой степени имитации иллюзию. Я имею в виду принципиальную невозможность логически отличить информацию от материи - одно с другим взаимосвязано. На компьютере мы теоретически можем смоделировать реальность до всех мелочей, в том числе до моделирования хитросплетений квантовой механики. Будет ли это только информацией или уже информацией, заменяющей нам действительность? Но если у нас нет органов чувств, позволяющих заглянуть "за пределы" этой сложно моделируемой виртуальной реальности, то для нас просто не имеет значения, действительно ли бытие вещей или виртуально. Это так же, как насчёт бога - если бог нематериален, то его для нас нет (а чего для нас нет, того вообще нет, если только мы не фантазируем с придумыванием лишних сущностей), если же он материален, то нет разницы, есть ли он или нет, ибо мы принимаем его как принципиально недоказуемое.