«Ты бы еще сказала, что "я вижу то, что ем" - это то же самое, что и "я ем то, что вижу"!» (с) Шляпник
Цитата
Для того чтобы отделить зёрна от плевел нужно руководствоваться принципами познаваемости мира и практикой как критерием истины. Эта философская модель не идеальна но для человеческого бытия она подходит более всего.
Мы говорим «наука» и обращаемся к диалектическому материализму. Говорим «диалектический материализм» и отталкиваемся от первичности материи и, следовательно, можем утверждать, что материя = реальность. Надо отдать должное материализму как практику, как великому спорщику и как завидному оптимисту. Но называть его великим философом я бы поостереглась =)
Во-первых, материализм четко не определяет рамки реальности. А должен бы определять, если претендует на роль отрицателя «иного». Во-вторых. Сегодня человек для себя создал виртуальную реальность, используя науку. Что же думать о тех «реальностях», которые человечество «выдумывает» и хранит для себя веками и тысячелетиями? И на этот вопрос нет четкого ответа. А ведь это уже и есть превозносимая материализмом «практика», НО практика лежащая в иной плоскости, т.е. практика востребованности других реальностей, скажем так… Вот это самое «НО» материализм отсекает. Тот же диамат постулирует закон единства и борьбы противоположностей, который впервые всё-таки был законом даосизма. Материализм иногда пользуется принципами иной плоскости, при этом отрицая её. Таким образом, можно сделать нехитрый вывод, что у материализма и идеализма есть пункты пересечения. Это уже интересно и с точки зрения гносеологии, и с точки зрения науки. И, кстати, с той же позиции борьбы и единства противоположностей.
Цитата
…материализма без которого никакая познавательная деятельность невозможна…
Цитата
…с помощью идеалистической философии познать в принципе ничего не возможно…
Смело =)
С одной стороны, действительно, большинство философов, отрицающих познание, именно в идеализме (скептицизм, агностицизм). С другой стороны, хватает в идеализме и оптимистов, придерживающихся сенсуализма, рационализма и др.
Цитата
У современной науки начались проблемы с философией...
Цитата
Современная наука уже в целом устоялась.
И не просто устоялась, а находится в кризисе. Всё больше появляется междисциплинарных (официальных конечно же, а не псевдо) направлений в попытках найти выход из застоя. Отсюда и проблемы с философией: наука традиционно опирается на материализм, который в свою очередь диктует науке некоторую ограниченность.
Цитата
Вот и появляются в науке толпой Фоменки, Мулдашевы, Резуны и легенды про Богуна Бочилу.
А это другая крайность. Когда человек единолично готовит из научных, философских, исторических и т.п. знаний винегрет, то естессно этот замок, построенный на песке с нуля, рухнет и к революции в науке не приведет. Как справедливо было замечено, псевдонаука в отличие от науки не опирается на принципы и методологию науки, да и вообще на какие-либо авторитеты. К традиционной науке, которую я имею в виду, это отношения не имеет.
Цитата
Нет никаких оснований полагать что тот же старик Пифагор был умнее сегодняшнего студента второкурсника.
Это потому что теорему Пифагора в школе проходят?=)
Вообще знаете… Если так рассуждать, что, мол, Пифагор – лох, а все древние знания нужно предать забвению, потому что они искажены, то недолго опуститься до уровня того же Фоменко. =)
Моё же личное мнение: идеализм – теоретик, материализм – практик. Материализм и идеализм должны тесно сотрудничать друг с другом. И только так можно получить наиболее полную и объективную картинку мира. Загвоздка только в этой гребаной борьбе противоположностей, при которой один будет душить другого.
Непосредственно к главной «теме темы»: Ньютон пользовался в своих открытиях Каббалой. И еще один интересный момент. Если религия (читай, идеализм) – это опиум для народа, то получается, что виднейшие ученые – главные наркоманы…)
Как свидетельствует статистика, «из 300 наиболее выдающихся ученых, живших в XVII – XIX веках, верующих было 276 человек (92%); сомневающихся, колеблющихся или безразличных к религии – 18 человек (6%); атеистов – 6 человек (2%)». Если же попытаться углубиться в этот вопрос, то станет понятным, что вера у этих крупнейших ученых не была ни «мертвым привеском» к их творческой натуре, ни «пережитком их воспитания».